Заказать обратный звонок
Служба временно отключена
Авторизация
Регистрация
Войти как пользователь

Профориентирование

Профориентировочный (профориентационный) тренинг как постдиагностический метод работы с подростками

О тренингах  рассказывают сотрудники Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии"
Ковязин Виктор  - руководитель отдела развивающих программ.
Орлова Евгения - психолог, профконсультант, сотрудник научно-методического отдела
 
По результатам профориентирования и во время беседы с психологом-консультантом выясняются сильные стороны подростка, определяются проблемные области, с которыми стоит работать. Для некоторых ребят работа с психологами Центра продолжается на тренинге.

Задачи профориентировочного занятия

Что может дать тренинг самоопределяющемуся подростку? В первую очередь, возможность хотя бы немного разобраться в мире профессий и найти себя в нем, осознав свои личностные особенности, способности и потребности, свои сильные и слабые стороны. Он выполняет функцию помощника в принятии решения о выборе профессии и в поиске путей дальнейшего развития подростка.

Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной (профориентировочной) работы
 
 Занятия, разработанные в нашем Центре, представляют собой обучающие и развивающие программы с использованием элементов личностного роста.
 Занятия проходят в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы.
В нашем Центре существует серия тренингов, помогающих подростку развить свои способности и навыки, необходимые для учебы и  будущей работы.
Рассмотрим подробнее три основных направления развития и относящиеся к ним тренинговые программы.

Способности (тестовый профориентировочный блок "Способности")

Рекомендуемые программы: "Внимание-сила", "Свобода общения", "Сдача экзамена", "Управление временем", "Логика".
Изменять свои способности в подростковом возрасте нелегко, основная трудность связана с потерей мотивации к учёбе.
Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный.
Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.
Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику.
Специализированные тематические занятия подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.
Пример такого тренинга - программа развития навыков внимания "Внимание - сила", которая  поможет участникам:
" увидеть сильные и слабые стороны своего внимания;
" освоить методы концентрации внимания;
" научиться распределять и переключать внимание в ответственных ситуациях;
" по-новому увидеть стандартные школьные ситуации;
" спрогнозировать, когда человеку необходимо отвлечение внимания;
" получить средства самостоятельной работы, разработанные на основе культурно-исторического подхода в психологии.
В процессе прохождения тренинга подросток развивает переключение внимания.
Длительность составляет 2 занятия по 3,5 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю.

Участие в программе "Свобода общения" поможет школьникам:
" раскрыть свой потенциал в сфере общения;
" научиться быстрой адаптации в новой компании;
" приобрести навыки эффективного и раскрепощенного общения;
" приобрести положительный опыт преодоления некоторых коммуникативных барьеров;
" научиться применять свой коммуникативный потенциал.
Это - навыковый тренинг для тех, у кого высокая активность и интерес к общению, кто хочет работать с людьми.
Длительность составляет 2 занятия по 3,5 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. 

На занятиях "Сдача экзамена" подростки смогут:
" отработать уверенное поведение при сдаче экзаменов, зачетов, контрольных работ, при ответах у доски;
" изучить типы экзаменаторов и тактику поведения с ними;
" научиться выполнять релаксационные упражнения мгновенного расслабления (для тех, кто очень волнуется);
" освоить приемы эффективного поведения.
Длительность тренинга составляет 1  занятие, которое длится 8 часов.

Программа "Управление временем" дает  знания и навыки по самоорганизации.
Старшеклассники научатся:
" планировать  свое время более эффективно,
" оценивать свою деятельность и временные перспективы, 
" освоят  приемы постановки и достижения  целей.
Данный тренинг является и навыковой программой, и программой личностного роста.
Это - тренинг для тех,  кому катастрофически не хватает времени, кто хочет стать более организованным, кто планирует работать в сфере бизнес-коммуникаций.
Тренинг состоит из 2-х занятий, продолжающихся 8 часов.

Программа "Логика" развивает такие способности, как внимание (наблюдательность) и абстрактная логика.  Участники приобретают  полезные навыки: наблюдение, построение выводов, доказательство, выявление обмана, взаимодействие в коллективе. А также старшеклассники получают и учатся применять знания об основных формально-логических законах, умозаключениях, построении определений.
Длительность программы составляет 9 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. 

Область интересов (тестовый профориентировочный  блок "Интересы").

Рекомендуемые темы: "Облака знаний",  "Первый шаг".
Особым видом работы, направленным на развитие и усиление интересов и мотивации, является активизирующий тренинг. Он разработан специально для школьников с невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу") и проводится в форме ролевых игр. Цель ведущего такой программы - повышение мотивации к учебной деятельности, а достигается она путем создания условий для привлечения внимания и активизации размышления участников на определённые темы (в том числе профориентирование).

Программа "Облака знаний"
Наиболее частыми приёмами, которые используют ведущие, являются "создание выбора" и "активизирующие вопросы". На занятии или в упражнении перед участниками ставится некая задача. Они должны решить её, используя определённые ресурсы и условия (время, люди, бумага и пр.). Любая ситуация выбора заставляет человека оценивать и сравнивать, фиксируя его внимание на определённом объекте. Иногда для этого бывает достаточно задать вопрос. Любой вопрос заключает в себе некую неопределённость. Объект этой неопределённости и становится объектом направленности мышления участника собеседования или тренинга. Например, для профориентирования необходимо задуматься о связи будущего и настоящего. Важны ответы на профориентировочные вопросы: "как я хочу изменить мир", "как этого добиваться", "как это делают мои родители", "как спрофориентированы мои знакомые и друзья" и пр. 
Важно заметить, что активизация мышления не всегда приводит напрямую к заинтересованности. Зачастую, как бы учитель не хотел заинтересовать ученика в своём предмете, это не всегда получается, здесь многое зависит от личности обоих. Поэтому возможность заинтересовать подростков в какой-то конкретной области не является самоцелью ведущего активизирующего тренинга. Достаточно бывает добиться того, чтобы ребята сравнили некоторые сферы, сделали выбор, а дальше опыт сам сформирует интерес или его отсутствие.
          Главная цель тренинга "Облака знаний" - мотивация участников на саморазвитие. Задача тренера при этом - усиление стремлений участников программы к получению знаний. Это осуществляется с помощью применения различных подходов гуманистической психологии.
Программа является тренингом личностного роста, где ведётся психологическая работа по развитию мотивации к учёбе и личностному росту; развивается умение получать знания и оперировать ими, идёт усиление навыка самообучения.
Его длительность составляет 9 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю.
          
Для старшеклассников, интересующихся психологией, и для тех, кто хочет научиться лучше понимать себя и других, в нашем Центре разработана программа  "Первый шаг". 
Для многих школьников этот семинар станет первым шагом на пути изучения психологии, раскрытия своего внутреннего мира и понимания других людей.  Для иллюстрации психологических явлений и портретов людей используются  фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов.

На семинаре "Первый шаг" учащиеся узнают:

  • какие бывают психологические типы людей;
  • как можно разрешать конфликты; 
  • какие способы психологической защиты используют люди в трудных ситуациях; 
  • какие ценности движут нашими поступками;
  • что такое знакомство и как лучше знакомиться.

Его длительность составляет 6 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю.

Личность (тестовый профориентационный блок "Личность").

Рекомендуемые тренинги: "Психологический театр",  "Облака знаний", "Первый шаг".
В подростковом периоде развития особенно ярко идёт процесс формирования личностных качеств человека, ценностное и профессиональное самоопределение. Именно в возрасте 12-18 лет ребята переживают подростковые кризисы. Они начинают задавать себе серьезные вопросы о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. И не всегда могут ответить на эти вопросы - не хватает опыта и знаний. Чтобы во всем разобраться, им нужна помощь и поддержка. Но кто поможет? Родители, друзья, школьный психолог? К сожалению, родителям дети не всегда доверяют. Компетентность друзей-сверстников вызывает сомнение у родителей, да и для самого подростка авторитетнее тот, кто постарше. Школьный психолог, как правило, открыт для контакта и профориентирования, но подросток не идёт к нему в кабинет, потому что не хочет выделяться ("А вдруг подумают, что со мной что-то не так?").
Работа с психологом-тренером в группе подростков с похожими проблемами - вот хороший выход из сложной ситуации. Вместе с опытным старшим товарищем ребята учатся познавать себя и других, развиваться, задавать вопросы и отвечать на них. Личностный рост - это форма. Содержанием же может стать любая тематика, интересующая подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и жизнь.

На тренинге "Психологический театр" изучаются "маски", роли и поведение, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением. Эта программа развивает уверенность в себе и лояльность к окружающим, умение говорить "да" или "нет", формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения. Все это не только гармонизирует Ваши отношения с окружающими, но и существенно помогает личностному росту.
Этот тренинг особенно полезен для замкнутых подростков, желающих стать более уверенными в себе.
Его длительность составляет 6 занятий по 5 часов. Частота занятий - 1 раз в неделю.

Ещё о содержании и стоимости тренингов Вы можете узнать на этих страницах.


Определение сфер развития (профориентирование) с использованием тестовой батареи "Профориентатор"

Результаты профориентационного тестирования позволяют определить направления дальнейшего развития. В отчете по тесту, кроме основной информации, подросток получает рекомендации о том, какие качества и способности ему нужно развивать. Показатели по шкалам трёх описанных выше блоков теста ("Интересы", "Способности" и "Личность") показывают, насколько участие в том или ином тренинге имеет смысл. В беседе с психологом-консультантом эти рекомендации уточняются, и подросток принимает решение о том, нужен ли ему тренинг и если да, то какой.
Вот так выглядит фрагмент отчета о прохождении комплекса профориентационного тестирования "Профориентатор" с рекомендуемыми тренингами:

Рекомендации по развитию после профориентирования

Рис.1. Фрагмент отчета о прохождении теста профориетирования: рекомендуемые тренинги

Рекомендованные тренинговые программы (в рассматриваемом нами случае это "Внимание - сила" и "Веб-дизайн") имеют значения на графике "выше 5,5". Из чего же получаются выводы о том, какие тренинги нужны?
Актуальность участия в программах формируется необходимостью и потенциалом. Рассмотрим результаты подростка по трем блокам теста "Профориентатор":

Основание для рекомендации тренингов (профориентировочный профиль)

Рис.2. Фрагмент отчета: результаты профориентирования по трем блокам теста

Например, рекомендация участия в тренинге "Внимание - сила" зависит от нескольких условий:
1) низкий показатель по шкале "Внимание" (блок "Способности");
2) высокий показатель по шкале "Знак" (блок "Интересы");
3) высокий показатель по шкале "Зрительная логика" (блок "Способности"), хотя в данном случае балл попал в область средних значений;
4) высокий показатель по шкале "Самоконтроль" (блок "Личность").
Пункты 1 и 2 свидетельствуют о необходимости развития сферы внимания, а пункты 3 и 4 отражают потенциал, т.е. то, насколько эффективно можно развивать эту сферу. Методы и приёмы управления вниманием, которым обучает тренинговая программа, основываются на умении "представить, вообразить" и "быть организованным". "Зрительная логика" и "Самоконтроль" - помощники в прохождении программы. Но самые значимые помощники - воля и желание развиваться. Поэтому любой результат должен быть подкреплен собеседованием с участником тестирования с целью уточнения пожеланий и актуальности прохождения тренинговых программ.

Как оценить эффективность тренинга?

Можно ли определить, насколько полезным оказался тренинг для подростка?
Если вспомнить основные задачи тренинга, о которых мы говорили ранее, то, исходя из них, об успешности тренинга можно судить по тому, сформирован ли тот или иной навык, появился ли интерес к профессии, готов ли подросток сделать самостоятельный выбор.
Проверить это можно, например, с помощью опроса участников по завершении тренинговой программы. Время от времени мы проводим такие опросы. Они бывают трёх видов:
- мгновенная обратная связь (опрос на тренинге, его проходят 95% участников);
- краткосрочная обратная связь (собрание через неделю для просмотра фотографий и видеоролика о прошедшем тренинге, в нем участвуют 50% подростков, прошедших тренинг);
- долгосрочная, или отсроченная (обзвон всех участников группы через год-два, при этом опросить удается не более 5% участников).

Другая форма контроля результата тренинга это - контрольное занятие. С 2010 года такое занятие проходит любой участник, закончивший курс тренинга. На этом занятии мы можем наблюдать некоторые объективные показатели эффективности тренинга: например, подросток научился выражать свои мысли вслух, освоил методику быстрых вычислений в уме, стал осознанно переключать своё внимание. Они наблюдаются уже в процессе тренинга или к моменту его завершения. Это занятие выявляет знания, полученные на тренинге, и можно делать вывод об успешности закрепления конкретных навыков поведения или мышления. После контрольного заняти выдаётся сертификат
Многие родители или учителя в школе могут и сами видеть изменения в восприятии подростком внешнего мира. Это связано с отсроченным эффектом, неявным. Он касается глубинных личностных изменений, изменений в мотивационной сфере, в системе ценностей, формирования чувства ответственности за свою жизнь, самопонимания, самоосознания и готовности делать собственный сознательный выбор. И этот результат для нас наиболее важен.

Итак, выбор профессии - серьезный и ответственный шаг, и, к счастью, существует целый комплекс методов, позволяющих сделать его обдуманным и оптимальным, - психологические тесты, консультация с психологом-профориентатором и др.

Выбор тренинга

Запись на профориентацию и тренинги

Меня интересует
Профориентация  
Тренинги  
Сколько лет ребёнку?  
Имя*  
Телефон*  
E-mail