Школа юного психолога: социальный профиль. Бесплатные занятия.
Еженедельные занятия
Занятия начинаются с 22 сентября и проводятся 1 раз в неделю кроме каникулярных недель. Группы формируются с учетом школьных каникул учеников. Длительность занятия 3 академических часа (с перерывом). Читайте подробный список тем.
В настоящее время программа изменена на Путешествие. Влиять на будущее.
Цели и задачи курса (устаревшая программа):
1. Дать участникам представление о психологии как науке, осветить самые популярные течения в психологии
2. Направить участников на путь самопознания и собственного самосовершенствования
3. Сформировать необходимые для психолога навыки
Данный курс разработан для проведения в группах старшеклассников 15-17 лет, для которых интересна психология как наука и которые, возможно, в будущем хотели бы изучать эту профессию или смежные с ней дисциплины.
Темы 1-го года обучения |
№ занятия |
Содержание |
Модуль 1. Введение в социальную психологию | ||
1.1 Что такое психология |
1 |
О чем наука психология? В чем различие житейской и научной психологий? Что такое психика? Как взаимосвязаны психика и поведение? Как развивается психика у человека? Как мы думаем? Что есть человек? В чем различие между индивидом, личностью, индивидуальностью? |
1.2 Что такое социальная психология |
2 |
Чем занимается социальный психолог? Отрасли социальной психологии: организационная психология и психология управления; этнопсихология; политическая психология; социальная психология в рекламе, суде, образовании, космосе. Кем может работать социальный психолог? |
Модуль 2. Общение | ||
2.1 Речевая коммуникация и обонятельный канал коммуникации |
3 |
Коммуникация – определение и классификация. Язык, речь, мышление. Составляющие речевой коммуникации. Определяющие факторы. Уровни общения: деловой, ритуальный, интимно-личностный. Обоняние у человека и животных. Феромоны: виды, свойства, функция. |
2.2 Оптический и тактильный каналы коммуникации |
4 |
Физиогномика. Соматотипы У. Шелдона. Мимика, жесты, позы. Выразительные движения: почему мы смеемся и плачем? Возникновение, особенности, разновидности и функция тактильной коммуникации. Рукопожатие, поцелуй. |
2.3 Пространственное поведение |
5 |
Виды персонального пространства по Э. Холлу. Краудинг. Первичные, вторичные и третичные территории. Эксперимент Кэлхауна. |
2.4 Увеличение эффективности общения |
6 |
Техника активного слушания. Прием отзеркаливания. |
Модуль 3. Отношения | ||
3.1 Аттракция |
7 |
Факторы, влияющие на аттракцию. |
3.2 Межличностное восприятие |
8 |
Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. |
3.3 Гармонизация отношений |
9 |
Влияние общения на отношения. Теория «поглаживаний» Э. Берна, закон «супружеской неверности» в бихевиоризме. Анализ отношения через призму деятельностного подхода, концепций персонализации и отраженной субъектности В.А. Петровского. |
Модуль 4. Эксперименты в социальной психологии | ||
4.1 Эксперимент на влияние социальной роли |
10 |
Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо |
4.2 Эксперимент на подчинение авторитету |
11 |
Эксперимент С. Милгрэма |
4.3 Эксперимент на конформность |
12 |
Эксперимент «Обе белые» |
4.4 Как отстоять свою точку зрения? |
13 |
Разбор упражнений на отстаивание собственного мнения. |
Модуль 5. Я в мире | ||
5.1 Влияние культуры и гендера |
14 |
Определение культуры и гендера. Отличия гендера от пола. Почему человек не может существовать вне культуры? Как формируется гендер? |
5.2 Убеждения и установки и стереотипы |
15 |
Виды и причины стереотипизации, формирования убеждений и установок. Распространенные примеры стереотипов: гендерные, этнические. Понятие толерантности. |
5.3 Конфликтное поведение |
16 |
Конфликт – это плохо или хорошо? Причины конфликтного поведения. Выход из конфликта. Техника «Я-высказываний». Буллинг. |
5.4 Манипулятивное поведение |
17 |
Что такое манипуляция? Как распознать манипуляцию? Виды манипулятивного поведения. Как противостоять манипуляциям? |
Модуль 6. Я в группе | ||
6.1 Что такое группа? |
18 |
Понятие малой и большой группы. Фасилитация и ингибиция. Структура малой группы. Школьный класс как малая группа. |
6.2 Лидерство |
19 |
Понятие лидерства. Теории лидерства. Лидерство и руководство. Стили лидерства. |
6.3 Как развить лидерские качества? |
20 |
Упражнения на развитие лидерских качеств. |
Модуль 7. Практическая социальная психология | ||
7.1 Социально-психологические психодиагностика |
21 |
Основы психодиагностики. Социометрия; методики на определение социально-психологического климата в группе; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. |
7.2 Социально-психологический тренинг |
22 |
Что такое тренинг? Виды тренингов. Практика тренинговой деятельности (на сплочение, коммуникативные качества). |
№ |
Темы 2-го года обучения |
Академ. часы |
1. |
Вводное занятие. Постановка целей на весь курс. |
3 |
2. |
Общение |
3 |
3. |
Активное слушание |
3 |
4. |
Аргументация. Горизонтальные дистанции |
3 |
5. |
Вертикальные дистанции |
3 |
6. |
Личность психолога |
3 |
7. |
Стрессоустойчивость |
3 |
8. |
Внимание |
3 |
9. |
Темперамент и характеры |
3 |
10. |
Механизмы психологической защиты |
3 |
11. |
Психоанализ |
3 |
12. |
Конфликтология |
6 |
13. |
Я-высказывние |
3 |
14. |
Эмоции |
3 |
15. |
Трансперсональная психотерапия А.Маслоу |
3 |
16. |
Нейролингвистическое программирование |
9 |
17. |
Жизненные ценности. Экзистенциальная психотерапия |
3 |
18. |
Гештальт-подход |
3 |
19. |
Заключительное занятие. Экзамен |
3 |
Итого: |
88 |
Кромк того есть тематика внеплановая (замена, дополнительно): управление временем, внимание, навыки стрессоустойчивости.