© ПСИЛАЙНЕР
2006-2018

+7(495)741-18-36

Платная или частная?

платная школа, частная или бесплатная

Судя по тенденциям модернизации образования, получается, что все средние образовательные учреждения вскоре станут платными. Частные учебные заведения платными были всегда так как весь смысл их существования есть - извлечение прибыли. А вот государственные СОШ финансировались только из бюджетных средств. Но со следующего года школы, например, Москвы смогут оказывать платные услуги вполне законно. Государство даст такие полномочия администрациям школ. И не воспользоваться этим СОШ не смогут, так как будут более ограничены в бюждетных средствах, чем даже в прошлом году.

Перед родителем будет стоять выбор: платная или частная школа.  Разница - в суммах, сдаваемых родителем за организацию учебного процесса и дополнительных услуг. В частной школе эти суммы будут, разумеется, выше! Причем Москва среагирует быстрее регионов. Московские школы начнут переход к официальным платным дополнительным услугам уже в 2011-2012 учебном году. Платные образовательные услуги уже не только разрешены официально, но и рекомендованы для СОШ Москвы. 

Как родителю ориентироваться в качестве образовательных услуг? Ведь каждый хочет получать качественную услугу за даже невысокие взносы. Можете воспользоваться критериями оценки школ (в т.ч. частных московских). Эти критерии рекомендованы для родителей Москвы и других крупных городов. Родителю из малых городов и сел просто можно не обращать внимания на некоторые пункты таблицы. Выбирать то бывает не из чего. 

2 вида частных ОУ

Частные образовательные учреждения отличаются друг от друга мотивацией работы с учениками. Вот, сравните сами.

1 Мотивация на знания и мышление в платном классе.

Высочайший контроль, граничащий с жёстким подходом к выполнению самостоятельных заданий. Это необходимо лишь некоторым родителям и ученикам (их детям). Справедливость в наказаниях и поощрениях. Без жесткой структуры взаимодействия и контроля такому платному классу не достичь своих целей. А цель - максимум развития мышления и накопления знаний. Такие хорошие частные учебные заведения могут работать в режиме пансионов. Минус - закрытость для основной (общественной) субкультуры. Не всегда бывает просто после такой школы учиться в вузе. И дело не в знаниях, а в ограниченной коммуникации. 

Такие классы необходимы для развития, например, будущих учёных, управленческой элиты. Далеко не все дети (около 5%) смогут тут учиться! Эти проценты обозначают не финансовые возможности родителя, а интеллектуальный потенциал ребёнка. От характера ребёнка зависит его мотивация к учёбе. И если сильно на него воздействовать (не воспитывать, а резко влиять), то это может привести к психическим расстройствам. И всё равно сильные ученики в таких платных учебных заведениях "разбавлены" детьми, пытающимися максимально уподобиться окружающим, но не всегда успешно. Важно, чтобы эта пропорция была в пользу успевающих ребят. Иначе такой платный класс может видоизмениться и потерять необходимую учебную мотивацию.

2 Мотивация терпимости и воспитания в платном классе.

Если в классе частной школы становится больше учеников с низкой учебной мотивацией (зато высокой коммуникативной мотивацией), невнимательных, гиперактивных, посещающих школу ради общения и ради родителей, то в таком классе сложно будет создать и поддерживать необходимую для максимального развития мышления атмосферу. В таких классах учеников будут терпеть, контролировать, ставить вполне объективные оценки. И это ради того, чтобы родитель был спокоен за ребёнка. Чтобы родитель понимал: "Что бы ни произошло, а моему ребёнку помогут и подскажут. Ему сложно учиться, но в платной школе делают всё возможное". И такой родитель прав. Ведь для достижения счастья совсем не обязательно учиться в самой лучшей школе и иметь знаний больше, чем у других. Для многих счастье - это хорошая работа и семья. И к этим значимым сферам лежит много дорог и связанных с учебой, и не связанных с ней.  И немало людей выбрали дорогу коммуникативного или эмоционального потенциала, а не интеллектуального. (Про физический потенциал в этой статье не упоминаем, хотя такие частные школы тоже существуют).

В подобном частном ОУ всё держится на организованности и понимании, там сложнее работать Учителям потому, что результат труда не настолько очевиден, как хотелось бы. Зато такие классы - поле для деятельности педагогов и организаторов, так как приходится работать не со знаниями, а с ценностями.

Совмещённая мотивация платного класса.

Мотивация - не то, что делается, а то, из-за чего (почему) делается.

Видов мотивации в платном учебном заведении и бесплатном значительно больше. Мы не стали описывать мотивацию безопасности (есть родители, которые используют только её и отдают ребёнка "за высокий забор" и "орлиный глаз"), мотивацию статуса ("там учиться модно и все, уважающие себя, учатся там") и прочие. Они требуются для успокоения родителя.

Для ребёнка важны только две: знания и жизненные ценности (ради чего эти знания).  

Хотелось бы, чтобы организаторы частных школ и родители имели обе описанные важнейшие мотивации. В этом, может, и есть гармония, которая со временем приведёт ученика, родителя и государство к лучшей образовательной системе.