Маленький помощник (для родителей)

«Ах! Ты мой маленький помощник!» - мечтает сказать когда-нибудь каждая мама.  Но как часто мы слышим: «ой, за чем его мучить, он у меня ещё такой маленький», «он всегда говорит, что сделает, но ничего так и не происходит», «мне уже надоело постоянно напоминать ему обо всем, пять (восемь, десять, сто) раз не напомнишь – ничего не сделает», «он помогает, а мне потом приходится за ним все переделывать (убирать и т.д.)».

 Уважаемые родители, давайте выясним, как же безболезненно вовлечь ребенка в домашнюю работу, сделать выполнение домашних дел регулярным и приятным.

  1. Старайтесь вовлекать ребенка в домашнюю работу с самого детства, особенно в тех случаях, когда ребенок сам предлагает вам помощь. Возможно, сначала Вам придется что-то убирать или переделывать за ребенком «проще было сделать самой», но потом ваше терпение принесет плоды.
  2. Превращайте помощь по дому в интересную игру.
  3. Не заостряйте внимание ребенка на том, что у него пока не получается,  и хвалите, даже если он совсем немного продвинулся в освоении какого-либо навыка.
  4. Если ребенок, взявшись за какую-то работу, охладел к ней, остановившись на середине, похвалите его за то, что он выполнил. Первое время (особенно пока ребенок мал или только учится что-то делать) не настаивайте на том, чтобы он её полностью закончил. В крайнем случае, если работа позволяет можно предложить вернуться к ней чуть позже.
  5. Сделайте так, чтобы ребенку было удобно. Например, можно купить маленькие детские щеточку и совок, которые ребенку будет удобно держать в руках.
  6. Обучая ребенка какому-то новому делу, выполняйте его совместно, пока он не научится делать это самостоятельно, если он уже делает что-то сам, то старайтесь не вмешиваться и не указывать на ошибки. Лучше ещё раз сделать это «рядом» с ним, пусть ребенок ещё раз увидит правильный образец.

Что делать, если ребенок забывает о своих обязанностях?

  1. Составьте вместе с ребенком список дел. Можно повесить его на видное место или положить на письменном столе под стекло.  Сделайте этот список как можно более привлекательным для ребенка (например, можно украсить его тематическими рисунками), так чтобы ему захотелось лишний раз на него посмотреть.
  2. Старайтесь не делать ничего за ребенка, даже если у него много уроков или он ходит на дополнительные занятия. Помогите ему организовать свое время.
  3. Распределяя обязанности, предложите ребенку несколько работ на выбор, постарайтесь описать при этом всю привлекательность этих работ. Пусть он сам выберет то, что ему больше всего нравится.
  4. Если ребенок что-то не выполнил или забыл, можно вместо строгого выговора и д.р. пускать в ход свое чувства юмора.
  5. Пускайте в ход слова «как только»: «как только ты закончишь (вид работы), ты сможешь пойти и поиграть (посмотреть телевизор и т.д.)
  6. Вместо того чтобы ругать ребенка, обратитесь к нему от своего имени, расскажите ему о своих чувствах. Можно прямо сказать ребенку, что Вы огорчены, расстроены, вам обидно  и т.д. Только помните об интонации, Ваши слова не должны казаться укором или подтруниваем, Вы ведь рассказываете о чувствах, а не ругаете его.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам решить вопрос с распределением домашних обязанностей. А ребенку – получать удовольствие от выполняемой работы.

Елизавета Селюнина

Вернуться к статьям