© ПСИЛАЙНЕР
2006-2018

+7(495)741-18-36

Скоро! 09.01 занятия подросткам. Курс: Путешествие. Влиять...

Статьи

Тренинги переходного периода

Тренинги переходного периода

Чужие дети, как известно, растут быстро, а свои незаметно. Период взросления собственного чада воспринимается родителями как вселенская катастрофа. Для самого ребенка стремление к свободе часто сопровождается непрерывными акциями протеста. Сгладить сложности взаимоотношений отцов и детей, а также многие другие проблемы предлагают тренинговые компании. В каких случаях и на какой тренинг можно отвести ребенка, выясняла Елена Алеева...

Ко всей статье

Маленький помощник (для родителей).

«Ах! Ты мой маленький помощник!» - мечтает сказать когда-нибудь каждая мама.  Но как часто мы слышим: «ой, за чем его мучить, он у меня ещё такой маленький», «он всегда говорит, что сделает, но ничего так и не происходит», «мне уже надоело постоянно напоминать ему обо всем, пять (восемь, десять, сто) раз не напомнишь – ничего не сделает», «он помогает, а мне потом приходится за ним все переделывать (убирать и т.д.)».

 Уважаемые родители, давайте выясним, как же безболезненно вовлечь ребенка в домашнюю работу, сделать выполнение домашних дел регулярным и приятным.

  1. Старайтесь вовлекать ребенка в домашнюю работу с самого детства, особенно в тех случаях, когда ребенок сам предлагает вам помощь. Возможно, сначала Вам придется что-то убирать или переделывать за ребенком «проще было сделать самой», но потом ваше терпение принесет плоды.
  2. Превращайте помощь по дому в интересную игру.
  3. Не заостряйте внимание ребенка на том, что у него пока не получается,  и хвалите, даже если он совсем немного продвинулся в освоении какого-либо навыка.
  4. Если ребенок, взявшись за какую-то работу, охладел к ней, остановившись на середине, похвалите его за то, что он выполнил. Первое время (особенно пока ребенок мал или только учится что-то делать) не настаивайте на том, чтобы он её полностью закончил. В крайнем случае, если работа позволяет можно предложить вернуться к ней чуть позже.
  5. Сделайте так, чтобы ребенку было удобно. Например, можно купить маленькие детские щеточку и совок, которые ребенку будет удобно держать в руках.
  6. Обучая ребенка какому-то новому делу, выполняйте его совместно, пока он не научится делать это самостоятельно, если он уже делает что-то сам, то старайтесь не вмешиваться и не указывать на ошибки. Лучше ещё раз сделать это «рядом» с ним, пусть ребенок ещё раз увидит правильный образец.

Что делать, если ребенок забывает о своих обязанностях?

  1. Составьте вместе с ребенком список дел. Можно повесить его на видное место или положить на письменном столе под стекло.  Сделайте этот список как можно более привлекательным для ребенка (например, можно украсить его тематическими рисунками), так чтобы ему захотелось лишний раз на него посмотреть.
  2. Старайтесь не делать ничего за ребенка, даже если у него много уроков или он ходит на дополнительные занятия. Помогите ему организовать свое время.
  3. Распределяя обязанности, предложите ребенку несколько работ на выбор, постарайтесь описать при этом всю привлекательность этих работ. Пусть он сам выберет то, что ему больше всего нравится.
  4. Если ребенок что-то не выполнил или забыл, можно вместо строгого выговора и д.р. пускать в ход свое чувства юмора.
  5. Пускайте в ход слова «как только»: «как только ты закончишь (вид работы), ты сможешь пойти и поиграть (посмотреть телевизор и т.д.)
  6. Вместо того чтобы ругать ребенка, обратитесь к нему от своего имени, расскажите ему о своих чувствах. Можно прямо сказать ребенку, что Вы огорчены, расстроены, вам обидно  и т.д. Только помните об интонации, Ваши слова не должны казаться укором или подтруниваем, Вы ведь рассказываете о чувствах, а не ругаете его.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам решить вопрос с распределением домашних обязанностей. А ребенку – получать удовольствие от выполняемой работы.

Елизавета Селюнина

Кем НЕ является психолог?

Вот и у нас в стране появились и начали с огромной скоростью плодиться психологи. Но подойдите к любому человеку на улице и спросите, кто такой психолог и что он делает. Вряд ли он даст вам вразумительный, а главное, действительно верный ответ.
Да, мы не Америка, где «каждый имеет своего личного психоаналитика». Но и у нас люди все чаще задумываются о том, чтобы пойти к психологу, а некоторые не только об этом задумываются, но и переходят к реальным действиям. Приходят к нему на консультации, или приводят своих детей.
Несмотря на это, все ещё продолжает существовать огромное количество неверных представлений о том, что это за существа такие - «психологи», чем они занимаются и для чего они нужны.
Вот те заблуждения, которые мне и моим коллегам приходится слышать чаще всего:
Психолог - это тот, кто «психов» лечит. Давайте начнем с того, что психолог – не врач, следовательно, он не лечит. С психически больными людьми работает врач психиатр. Задача психолога – работа со здоровыми людьми. Психолог же помогает обычным людям решать их психологические проблемы. «Так…», - скажите Вы, «еще одно непонятное слово появилось, а какие же проблемы психологические?».  Совершенно справедливый вопрос. Но в то же время он очень сложен, поэтому в этой статье я просто приведу несколько примеров «проблем».  Это вечная проблема «отцов и детей», сложные взаимоотношения между супругами, стеснительность, трудности в общении, агрессивность, заикание, отставание детей в развитии, детское воровство, энурез и многое-многое другое. Собственно говоря, это  должно быть именно Вашей трудностью.
Следующее распространенное заблуждение «у самого психолога нет проблем, а если проблемы есть, то какой же он тогда психолог?». Психолог – обычный человек. Жизненные трудности, переживания, плохие и хорошие чувства отнюдь не обходят нас стороной. Представьте, бухгалтер везде таскает с собой тяжелую стопку бухгалтерских книг, калькулятор и старается применить свои знания везде, где только можно. Звучит комично, не правда ли? Так и психолог вне работы совершенно обычный человек (мама, дочка, отец, муж и т.д.). Просто он обладает опытом разрешения проблем и большим количеством знаний.
С этой иллюзией тесно связана другая: «психолог знает, как разрешить любую проблему и обязательно решит её за меня, даст мне готовое решение». Как это ни грустно, но чаще всего готовых рецептов у психолога нет. Конечно, очень просто прийти к психологу и переложить всю ответственность за решение Ваших проблем на него, но ведь это Ваша жизнь, и вы вольны принимать решения. Психолог же, например, помогает посмотреть на проблемы под другим углом, расширить Ваши представления о собственных трудностях и способах их разрешения.
Ну, и на закуску. «Психолог видит меня насквозь, не пройдет и нескольких минут, как будет знать все обо мне». Да, психолог обладает определенным количеством психологических знаний, но он не волшебник, и видеть «насквозь» или составлять полный психологический портрет после 5 минутного общения не может. Кроме того, в повседневной жизни, как уже было сказано, большинство психологов живут как и многие другие люди и вовсе не стремятся анализировать каждого своего собеседника или прохожего на улице.
Так что дорогие мамы и папы, мужья и жены, студенты и школьники – все те, кто читает эту статью, надеюсь, что мне удалось немного прояснить ситуацию по поводу непонятного «чудного существа».

Елизавета Селюнина

Сдают нервы

Завалить экзамен способен даже отлично подготовленный абитуриент. И наоборот - выпускник, которому учителя пророчили карьеру дворника, может легко выдержать вступительные испытания в вуз. Дело здесь не только в удаче, но и в психологическом настрое, способности сконцентрироваться на письменном экзамене и очаровать экзаменатора на устном. Преодолеть мандраж и научиться успешно сдавать экзамены помогут специальные курсы и тренинги.

Если абитуриент с железными нервами и прочными знаниями легко извлекает из памяти нужные сведения и не тушуется в ответственный момент, то слабонервный поступающий переживает на экзамене такой стресс, что ему начисто отшибает память. Вспомнить все помогут тренинги, которые разработали специально для абитуриентов некоторые образовательные центры.

- Когда учитель говорит школьникам: "запомните это навсегда", "это" оказывается в долговременной памяти. Извлекать же нужные сведения проще и быстрее из памяти оперативной. То есть все необходимые на экзамене данные должны лежать на поверхности, поскольку долговременная память при стрессе работает плохо, - объясняет Марат Зиганов, научный руководитель "Школы рационального чтения". - Чтобы "перебазировать" знания из долговременной памяти в оперативную, материал нужно повторять по специальному плану, учитывающему психофизиологические законы памяти. Запоминать сведения тоже нужно правильно: не укладывать в память отдельные элементы, как это часто делают даже школьные отличники, а собирать их в систему знаний, тогда информация и вспоминается не как отдельный элемент, а "вытягивает" всю систему за смысловые связи.

Научиться пользоваться памятью в "Школе рационального чтения" предлагается в сжатые сроки, за 6 занятий по полтора часа, стоимость курса - 1450 руб. Еще быстрее - за 950 руб. и одно восьмичасовое занятие - психологически готовят к сдаче вступительных экзаменов в МГУ.

- Результаты экзаменов зависят от многих факторов, которым абитуриенты обычно значения не придают. Это и походка при входе в аудиторию, и поза при разговоре с экзаменатором, и мимика, - говорит Виктор Ковязин, руководитель отдела обучения и развития Центра тестирования "Гуманитарные технологии" МГУ. - На оценку влияет содержание, структура, форма речи и даже почерк в подготовительном листе.

Программа "Сдача экзаменов" в "Гуманитарных технологиях" включает отработку уверенного поведения при вступительных испытаниях, изучение типов экзаменаторов и тактики общения с ними, упражнения на мгновенное расслабление и приемы эффективного поведения на экзаменах.

Психологические тонкости поведения на экзаменах сильно зависят от того, письменный это экзамен или устный.

- При сдаче устного экзамена нужно постараться сократить интервал между входом в аудиторию и ответом: затяжной стресс опустошает голову, - советует доктор психологических наук Александр Орлов. - Очень важно установить контакт с экзаменатором, внимательно наблюдать за его реакцией на ответ. Недовольная гримаса преподавателя, к примеру, может дать понять, что экзаменуемый идет не по тому пути или вовсе зашел в тупик. К сожалению, большинство абитуриентов отвечают, уткнувшись в листок, и не видят этих "подсказок". На письменном экзамене, наоборот, важно не обращать внимания на окружающих, а постараться максимально сконцентрироваться на задании. И общий совет для всех: за день до сдачи любого экзамена надо отвлечься от материала и постараться успокоиться.

Выполнить этот дельный совет не так просто - мешают родители, у которых на момент поступления любимого чада в институт сдали нервы и иссякли финансы.

- Особенно тяжело приходится на экзамене детям, на которых слишком сильно давит семья, - считает Александр Орлов. - Страх не оправдать чаяний родителей приводит к такому разрушительному стрессу, который, в противоположность естественному, не мобилизует потенциал абитуриента, а наоборот, блокирует. Последствия неудачи на экзамене в этом случае могут быть катастрофическими - депрессия, духовный слом, психические заболевания.

На групповых тренингах учесть индивидуальные проблемы каждого абитуриента невозможно, если страх и неуверенность граничат с паникой, стоит обратиться к психологу за индивидуальной консультацией. Придется заплатить за несколько сеансов - на первую консультацию обычно выпускник приглашается вместе с родителями, а на последующих сеансах психолог работает тет-а-тет с клиентом. Стоимость услуг психолога зависит от его профессионализма, ученых степеней и аппетитов и может колебаться от $30 до 100 за сеанс.

Один из методов психологической подготовки к экзаменам, которую используют психологи, - "проигрывание" экзаменационной ситуации. Этот метод, кстати, вполне годится и для самостоятельного применения.

- При подготовке к экзаменам важно представить себе и ситуацию в целом, и конкретного экзаменатора, - считает Марат Зиганов. - Для этого полезно поиграть в такую игру: сядьте за стол, напротив повесьте фотографию "экзаменатора" (если ее нет, просто нарисуйте кружок и напишите в нем, например, "Иван Петрович Пупкин, профессор математики") и начинайте отвечать по билету. Вы можете высказать "экзаменатору" все, что о нем думаете, вступить с ним в дискуссию, поговорить на посторонние темы. Кстати, в некоторых странах для этой цели продаются специальные манекены, что очень удобно: собеседника можно похлопать по плечу или даже дать ему оплеуху. Конечно, на экзамене делать этого не стоит, но такая игра хорошо снимает страх перед устным экзаменом.

по материалам http://www.inauka.ru/lenta-ege/article47812.html