© ПСИЛАЙНЕР
2006-2019

+7(495)741-18-36

Скоро 4 мая: Всегда готов! - приёмы успешной сдачи экзамена.
Уважаемые гости сайта! Все формы для заполнения на сайте временно не работают. Мы Вам пока не сможем перезвонить. При возникающих вопросах смело звоните на наш единый номер телефона +7(495)741-18-36. Извините за временное неудобство.

Об особенностях и вариантах развития подростков.

Детские тренинги: развитие подростка.

В психике человека согласно классикам отечественной психологии условно выделяется три сферы: когнитивная, волевая и эмоциональная. На каждом этапе взросления ребенка встает вопрос, каким образом взрослые должны стимулировать развитие этих сфер?
(На самом деле, деление на три сферы несколько условно, так как в нас все взаимосвязано, но тем не менее, это деление помогает в построении стратегии развития ребенка).
Важно обсудить возможные стратегии развития в каждой из этих  сфер и сориентировать в возможностях развития, которые предоставляет наш Центр.

Сначала о принципах, которые работают для подростков в каждой из этих сфер:

  1. Психофизиологическая подростковая астения.  Происходит активная гормональная перестройка организма + физический рост, в связи с чем, на период активной фазы подросткового возраста возможности к саморегуляции снижаются, отсюда может наблюдаться снижение интеллектуальной и общежизненной продуктивности. Так как страдает волевая и эмоциональная сферы: снижение саморегуляции + повышенная эмоциональная неустойчивость: перепады настроения, импульсивность.  И как результат – лень, откладывание дел на потом. Особенно ярко проявляется у мальчиков.
    Рецепт: достаточное количество отдыха и сна, спортивная активность – так как лень связана с пониженным тонусом.
    Так же актуальны программы, развивающие навыки планирования и управления временем.
  2. Активизирующая подростка среда
    А) сверстников. Особенность подросткового возраста – поиск «своих», ориентация на новые авторитеты. Значимость поиска себя и своей социальной роди в среде сверстников.
    Пример: Эксперименты Таджа доказали, что подростки эффективнее интеллектуально развиваются, если у них есть возможность взаимодействовать со сверстниками равными или опережающими их по развитию.
    Б) стимулирующая и вдохновляющая на развитие среда. Важны эмоциональные впечатления, связанные с возможными направлениями самореализации.
    + Поддержка и вызов. С одной стороны нужно отдавать все больше ответственности в решении жизненных вопросов. Лучше не давать ответы, а задавать хорошие вопросы. С другой стороны – ввиду эмоциональной неустойчивости и незрелости подросткам сложно двигаться к долгосрочным целям, преодолевать негативизм к себе и окружающим, заниженную самооценку, максимализм, - поэтому им нужна поддержка и наставничество как взрослых + среда сверстников, которая является активизирующей и поддерживающей.
  3. Поиск смысла, построение образа будущего. Для подростка важно найти вдохновение: для чего я что-то делаю? А еще поверить в то, что это действительно стоящая цель. Как правило, поддержанию мотивации помогает общение со сверстниками и взрослыми, заряженными этими же интересами: тематические лагеря, события, мастер-классы – любые групповые занятия с коллективными делами.
  4. Негативизм к мнению родителей. Более эффективным становится задавать вопросы, а не давать готовые ответы.

Необходимо уделять внимание развитию в подростковом возрасте универсальных компетенций. Универсальные компетенции – это те навыки, которые помогают в преодолении негативных проявлений подросткового возраста и способствуют эффективному продвижению в профессиональной и личной сфере в дальнейшем.

Выделяются четыре основные компетенции:

  1. Коммуникация: умение выстраивать отношения, договариваться, разрешать конфликтные ситуации, управлять эмоциями.
  2. Самоорганизация:   навыки планирования, умение расставлять приоритеты, ставить долгосрочные цели и т.д.
  3. Самопрезентация и уверенное поведение в трудных ситуациях: навыки саморегуляции, совладания со стрессом, эффективного поведения в ситуации оценки, позитивное самоотношение и т.д.
  4. Интеллектуальная эффективность: как лучше запоминать, концентрироваться на объекте, преодолевать вредные интеллектуальные привычки, решать нестандартные задачки и т.д.

Какие компетенции актуальны для Ваших детей?  Этот вопрос важно задать, так как про все компетенции и тренинги рассказывать получается очень долго.

С точки зрения способов развития данных компетенций наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг. Эта форма интерактивного обучения пришла к нам из Германии  и появилась в России во второй половине  ХХ  века. Сейчас слово тренинг на слуху, но к выбору тренингов для подростков нужно подходить с особым вниманием.  Важно, чтобы у специалиста, ведущего группу, было высшее психологическое образование, опыт работы именно с детьми вашей возрастной группы не менее 400 часов.

Тренинг, как правило, кроме эффекта повышения умелости подростка в одной из тех компетентных сфер имеет крайне важные для успешного прохождения подросткового кризиса неспецифические эффекты:

  1. Участие в тренинговой группе помогает подростку обрести более адекватную и позитивную самооценку. Это возможно благодаря тому, в группе каждый участник получает обратную связь о других сверстников и узнает, как его воспринимают на самом деле. Это очень важно для подростков, так как они находятся на этапе активного формирования личности и конструируют представления о себя, сверяясь с мнением других. Если на предыдущих этапах развития для развития позитивной адекватной самооценки значимым является мнение родителей и других взрослых, то именно на подростковом этапе обратная связь от сверстников начинает играть ключевую роль.
  2. Участие в тренинге способствует понижению социальной тревожности и неуверенности, которые появляются ввиду того, что подростки собственное негативное отношение к себе проецируют на окружающих. Нередко им бывает сложно развести свой мир страхов и тревог и то, как их действительно воспринимают окружающие люди. Взаимодействие с группой ребят в безопасной и интересной атмосфере, где они проживают новый социальный опыт и учатся его анализировать, помогает им получить более объективные представления о том, как их видят другие.
  3. Участие в тренинге является отличной профилактикой девиантного (отклоняющегося) поведения. Подростковый возраст называют временем выбора путей, и подросток действительно выбирает, какой дорогой ему идти в будущее. К сожалению, не все дети выбирают позитивные варианты развития и, как правило, это связано с тем, что, получив негативный опыт, они продолжают его воспроизводить, просто потому, что не знают, как вести себя по-другому, и им не хватает поддержки, чтобы измениться. Почему подростки попадают в плохие компании и начинают интересоваться опасными вещами? Основная потребность этого возраста – найти себе подобных, тех, кто примет, настоящих друзей «на всю жизнь». Если это не получилось с «хорошими» ребятами, подростки пробуют самоутвердиться в компании «плохих».

Психологический тренинг может помочь им обрести ресурсы для более позитивных выборов в жизни и конструктивных способов развития отношений с окружающими.
На примере тренингов нашего центра расскажем о том, какие они бывают, и как в них можно ориентироваться с учетом особенностей вашего ребенка.  Мы будем рады видеть ваших детей у себя, но если Вам это территориально неудобно можно попробовать найти программы аналогичной тематики в других районах.

Если брать три универсальных компетенции, о которых рассказано выше, то полезно уделить внимание каждой из них, но время в нашей жизни, как правило ограничено, и поэтому нужно расставлять приоритеты, планируя образовательную стратегию своего ребенка.

В зависимости от глубины работы можно выделить два уровня проведения тренингов:
личностный и поведенческий.

Личностно ориентированные тренинги. Тренинги такого типа подойдут тем подросткам, которые сталкиваются в своей жизни с ощутимыми трудностями в общении, достижении результатов или ситуациях самопрезентации. Истоки этих трудностей могут лежать в заниженной самооценке, негативном самоотношении, переживания последствий негативного опыта.
Это, как правило, более долгосрочные группы, потому что требуют более глубокого и сложного уровня работы.

Тренинги поведенческого уровня.Тренинги этого уровня подойдут подросткам, которые хотят усилить свой потенциал по одному из компетентностных направлений.
Отдельное направление в развитии компетенций  - «Интеллектуальная эффективность».

еще о видах тренингов