Об особенностях и вариантах развития подростков.
Детские тренинги: развитие подростка.
В психике человека согласно классикам отечественной психологии условно выделяется три сферы: когнитивная, волевая и эмоциональная. На каждом этапе взросления ребенка встает вопрос, каким образом взрослые должны стимулировать развитие этих сфер?
(На самом деле, деление на три сферы несколько условно, так как в нас все взаимосвязано, но тем не менее, это деление помогает в построении стратегии развития ребенка).
Важно обсудить возможные стратегии развития в каждой из этих сфер и сориентировать в возможностях развития, которые предоставляет наш Центр.
Сначала о принципах, которые работают для подростков в каждой из этих сфер:
- Психофизиологическая подростковая астения. Происходит активная гормональная перестройка организма + физический рост, в связи с чем, на период активной фазы подросткового возраста возможности к саморегуляции снижаются, отсюда может наблюдаться снижение интеллектуальной и общежизненной продуктивности. Так как страдает волевая и эмоциональная сферы: снижение саморегуляции + повышенная эмоциональная неустойчивость: перепады настроения, импульсивность. И как результат – лень, откладывание дел на потом. Особенно ярко проявляется у мальчиков.
Рецепт: достаточное количество отдыха и сна, спортивная активность – так как лень связана с пониженным тонусом.
Так же актуальны программы, развивающие навыки планирования и управления временем. - Активизирующая подростка среда
А) сверстников. Особенность подросткового возраста – поиск «своих», ориентация на новые авторитеты. Значимость поиска себя и своей социальной роди в среде сверстников.
Пример: Эксперименты Таджа доказали, что подростки эффективнее интеллектуально развиваются, если у них есть возможность взаимодействовать со сверстниками равными или опережающими их по развитию.
Б) стимулирующая и вдохновляющая на развитие среда. Важны эмоциональные впечатления, связанные с возможными направлениями самореализации.
+ Поддержка и вызов. С одной стороны нужно отдавать все больше ответственности в решении жизненных вопросов. Лучше не давать ответы, а задавать хорошие вопросы. С другой стороны – ввиду эмоциональной неустойчивости и незрелости подросткам сложно двигаться к долгосрочным целям, преодолевать негативизм к себе и окружающим, заниженную самооценку, максимализм, - поэтому им нужна поддержка и наставничество как взрослых + среда сверстников, которая является активизирующей и поддерживающей. - Поиск смысла, построение образа будущего. Для подростка важно найти вдохновение: для чего я что-то делаю? А еще поверить в то, что это действительно стоящая цель. Как правило, поддержанию мотивации помогает общение со сверстниками и взрослыми, заряженными этими же интересами: тематические лагеря, события, мастер-классы – любые групповые занятия с коллективными делами.
- Негативизм к мнению родителей. Более эффективным становится задавать вопросы, а не давать готовые ответы.
Необходимо уделять внимание развитию в подростковом возрасте универсальных компетенций. Универсальные компетенции – это те навыки, которые помогают в преодолении негативных проявлений подросткового возраста и способствуют эффективному продвижению в профессиональной и личной сфере в дальнейшем.
Выделяются четыре основные компетенции:
- Коммуникация: умение выстраивать отношения, договариваться, разрешать конфликтные ситуации, управлять эмоциями.
- Самоорганизация: навыки планирования, умение расставлять приоритеты, ставить долгосрочные цели и т.д.
- Самопрезентация и уверенное поведение в трудных ситуациях: навыки саморегуляции, совладания со стрессом, эффективного поведения в ситуации оценки, позитивное самоотношение и т.д.
- Интеллектуальная эффективность: как лучше запоминать, концентрироваться на объекте, преодолевать вредные интеллектуальные привычки, решать нестандартные задачки и т.д.
Какие компетенции актуальны для Ваших детей? Этот вопрос важно задать, так как про все компетенции и тренинги рассказывать получается очень долго.
С точки зрения способов развития данных компетенций наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг. Эта форма интерактивного обучения пришла к нам из Германии и появилась в России во второй половине ХХ века. Сейчас слово тренинг на слуху, но к выбору тренингов для подростков нужно подходить с особым вниманием. Важно, чтобы у специалиста, ведущего группу, было высшее психологическое образование, опыт работы именно с детьми вашей возрастной группы не менее 400 часов.
Тренинг, как правило, кроме эффекта повышения умелости подростка в одной из тех компетентных сфер имеет крайне важные для успешного прохождения подросткового кризиса неспецифические эффекты:
- Участие в тренинговой группе помогает подростку обрести более адекватную и позитивную самооценку. Это возможно благодаря тому, в группе каждый участник получает обратную связь о других сверстников и узнает, как его воспринимают на самом деле. Это очень важно для подростков, так как они находятся на этапе активного формирования личности и конструируют представления о себя, сверяясь с мнением других. Если на предыдущих этапах развития для развития позитивной адекватной самооценки значимым является мнение родителей и других взрослых, то именно на подростковом этапе обратная связь от сверстников начинает играть ключевую роль.
- Участие в тренинге способствует понижению социальной тревожности и неуверенности, которые появляются ввиду того, что подростки собственное негативное отношение к себе проецируют на окружающих. Нередко им бывает сложно развести свой мир страхов и тревог и то, как их действительно воспринимают окружающие люди. Взаимодействие с группой ребят в безопасной и интересной атмосфере, где они проживают новый социальный опыт и учатся его анализировать, помогает им получить более объективные представления о том, как их видят другие.
- Участие в тренинге является отличной профилактикой девиантного (отклоняющегося) поведения. Подростковый возраст называют временем выбора путей, и подросток действительно выбирает, какой дорогой ему идти в будущее. К сожалению, не все дети выбирают позитивные варианты развития и, как правило, это связано с тем, что, получив негативный опыт, они продолжают его воспроизводить, просто потому, что не знают, как вести себя по-другому, и им не хватает поддержки, чтобы измениться. Почему подростки попадают в плохие компании и начинают интересоваться опасными вещами? Основная потребность этого возраста – найти себе подобных, тех, кто примет, настоящих друзей «на всю жизнь». Если это не получилось с «хорошими» ребятами, подростки пробуют самоутвердиться в компании «плохих».
Психологический тренинг может помочь им обрести ресурсы для более позитивных выборов в жизни и конструктивных способов развития отношений с окружающими.
На примере тренингов нашего центра расскажем о том, какие они бывают, и как в них можно ориентироваться с учетом особенностей вашего ребенка. Мы будем рады видеть ваших детей у себя, но если Вам это территориально неудобно можно попробовать найти программы аналогичной тематики в других районах.
Если брать три универсальных компетенции, о которых рассказано выше, то полезно уделить внимание каждой из них, но время в нашей жизни, как правило ограничено, и поэтому нужно расставлять приоритеты, планируя образовательную стратегию своего ребенка.
В зависимости от глубины работы можно выделить два уровня проведения тренингов:
личностный и поведенческий.
Личностно ориентированные тренинги. Тренинги такого типа подойдут тем подросткам, которые сталкиваются в своей жизни с ощутимыми трудностями в общении, достижении результатов или ситуациях самопрезентации. Истоки этих трудностей могут лежать в заниженной самооценке, негативном самоотношении, переживания последствий негативного опыта.
Это, как правило, более долгосрочные группы, потому что требуют более глубокого и сложного уровня работы.
Тренинги поведенческого уровня.Тренинги этого уровня подойдут подросткам, которые хотят усилить свой потенциал по одному из компетентностных направлений.
Отдельное направление в развитии компетенций - «Интеллектуальная эффективность».
еще о видах тренингов