© ПСИЛАЙНЕР
2006-2019

+7(495)741-18-36

Скоро 4 мая: Всегда готов! - приёмы успешной сдачи экзамена.
Уважаемые гости сайта! Все формы для заполнения на сайте временно не работают. Мы Вам пока не сможем перезвонить. При возникающих вопросах смело звоните на наш единый номер телефона +7(495)741-18-36. Извините за временное неудобство.

Профориентирование

Профориентировочный (профориентационный) тренинг как постдиагностический метод работы с подростками

О тренингах  рассказывают сотрудники Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии"
Ковязин Виктор  - руководитель отдела развивающих программ.
Орлова Евгения - психолог, профконсультант, сотрудник научно-методического отдела
 
По результатам профориентирования и во время беседы с психологом-консультантом выясняются сильные стороны подростка, определяются проблемные области, с которыми стоит работать. Для некоторых ребят работа с психологами Центра продолжается на тренинге.

Задачи профориентировочного занятия

Что может дать тренинг самоопределяющемуся подростку? В первую очередь, возможность хотя бы немного разобраться в мире профессий и найти себя в нем, осознав свои личностные особенности, способности и потребности, свои сильные и слабые стороны. Он выполняет функцию помощника в принятии решения о выборе профессии и в поиске путей дальнейшего развития подростка.

Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной (профориентировочной) работы
 
 Занятия, разработанные в нашем Центре, представляют собой обучающие и развивающие программы с использованием элементов личностного роста.
 Занятия проходят в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы.
В нашем Центре существует серия тренингов, помогающих подростку развить свои способности и навыки, необходимые для учебы и  будущей работы.
Рассмотрим подробнее три основных направления развития и относящиеся к ним тренинговые программы.

Способности (тестовый профориентировочный блок "Способности")

Рекомендуемые программы: "Внимание-сила", "Свобода общения", "Сдача экзамена", "Управление временем", "Логика".
Изменять свои способности в подростковом возрасте нелегко, основная трудность связана с потерей мотивации к учёбе.
Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный.
Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.
Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику.
Специализированные тематические занятия подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.
Пример такого тренинга - программа развития навыков внимания "Внимание - сила", которая  поможет участникам:
" увидеть сильные и слабые стороны своего внимания;
" освоить методы концентрации внимания;
" научиться распределять и переключать внимание в ответственных ситуациях;
" по-новому увидеть стандартные школьные ситуации;
" спрогнозировать, когда человеку необходимо отвлечение внимания;
" получить средства самостоятельной работы, разработанные на основе культурно-исторического подхода в психологии.
В процессе прохождения тренинга подросток развивает переключение внимания.
Длительность составляет 2 занятия по 3,5 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю.

Участие в программе "Свобода общения" поможет школьникам:
" раскрыть свой потенциал в сфере общения;
" научиться быстрой адаптации в новой компании;
" приобрести навыки эффективного и раскрепощенного общения;
" приобрести положительный опыт преодоления некоторых коммуникативных барьеров;
" научиться применять свой коммуникативный потенциал.
Это - навыковый тренинг для тех, у кого высокая активность и интерес к общению, кто хочет работать с людьми.
Длительность составляет 2 занятия по 3,5 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. 

На занятиях "Сдача экзамена" подростки смогут:
" отработать уверенное поведение при сдаче экзаменов, зачетов, контрольных работ, при ответах у доски;
" изучить типы экзаменаторов и тактику поведения с ними;
" научиться выполнять релаксационные упражнения мгновенного расслабления (для тех, кто очень волнуется);
" освоить приемы эффективного поведения.
Длительность тренинга составляет 1  занятие, которое длится 8 часов.

Программа "Управление временем" дает  знания и навыки по самоорганизации.
Старшеклассники научатся:
" планировать  свое время более эффективно,
" оценивать свою деятельность и временные перспективы, 
" освоят  приемы постановки и достижения  целей.
Данный тренинг является и навыковой программой, и программой личностного роста.
Это - тренинг для тех,  кому катастрофически не хватает времени, кто хочет стать более организованным, кто планирует работать в сфере бизнес-коммуникаций.
Тренинг состоит из 2-х занятий, продолжающихся 8 часов.

Программа "Логика" развивает такие способности, как внимание (наблюдательность) и абстрактная логика.  Участники приобретают  полезные навыки: наблюдение, построение выводов, доказательство, выявление обмана, взаимодействие в коллективе. А также старшеклассники получают и учатся применять знания об основных формально-логических законах, умозаключениях, построении определений.
Длительность программы составляет 9 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. 

Область интересов (тестовый профориентировочный  блок "Интересы").

Рекомендуемые темы: "Облака знаний",  "Первый шаг".
Особым видом работы, направленным на развитие и усиление интересов и мотивации, является активизирующий тренинг. Он разработан специально для школьников с невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу") и проводится в форме ролевых игр. Цель ведущего такой программы - повышение мотивации к учебной деятельности, а достигается она путем создания условий для привлечения внимания и активизации размышления участников на определённые темы (в том числе профориентирование).

Программа "Облака знаний"
Наиболее частыми приёмами, которые используют ведущие, являются "создание выбора" и "активизирующие вопросы". На занятии или в упражнении перед участниками ставится некая задача. Они должны решить её, используя определённые ресурсы и условия (время, люди, бумага и пр.). Любая ситуация выбора заставляет человека оценивать и сравнивать, фиксируя его внимание на определённом объекте. Иногда для этого бывает достаточно задать вопрос. Любой вопрос заключает в себе некую неопределённость. Объект этой неопределённости и становится объектом направленности мышления участника собеседования или тренинга. Например, для профориентирования необходимо задуматься о связи будущего и настоящего. Важны ответы на профориентировочные вопросы: "как я хочу изменить мир", "как этого добиваться", "как это делают мои родители", "как спрофориентированы мои знакомые и друзья" и пр. 
Важно заметить, что активизация мышления не всегда приводит напрямую к заинтересованности. Зачастую, как бы учитель не хотел заинтересовать ученика в своём предмете, это не всегда получается, здесь многое зависит от личности обоих. Поэтому возможность заинтересовать подростков в какой-то конкретной области не является самоцелью ведущего активизирующего тренинга. Достаточно бывает добиться того, чтобы ребята сравнили некоторые сферы, сделали выбор, а дальше опыт сам сформирует интерес или его отсутствие.
          Главная цель тренинга "Облака знаний" - мотивация участников на саморазвитие. Задача тренера при этом - усиление стремлений участников программы к получению знаний. Это осуществляется с помощью применения различных подходов гуманистической психологии.
Программа является тренингом личностного роста, где ведётся психологическая работа по развитию мотивации к учёбе и личностному росту; развивается умение получать знания и оперировать ими, идёт усиление навыка самообучения.
Его длительность составляет 9 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю.
          
Для старшеклассников, интересующихся психологией, и для тех, кто хочет научиться лучше понимать себя и других, в нашем Центре разработана программа  "Первый шаг". 
Для многих школьников этот семинар станет первым шагом на пути изучения психологии, раскрытия своего внутреннего мира и понимания других людей.  Для иллюстрации психологических явлений и портретов людей используются  фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов.

На семинаре "Первый шаг" учащиеся узнают:

  • какие бывают психологические типы людей;
  • как можно разрешать конфликты; 
  • какие способы психологической защиты используют люди в трудных ситуациях; 
  • какие ценности движут нашими поступками;
  • что такое знакомство и как лучше знакомиться.

Его длительность составляет 6 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю.

Личность (тестовый профориентационный блок "Личность").

Рекомендуемые тренинги: "Психологический театр",  "Облака знаний", "Первый шаг".
В подростковом периоде развития особенно ярко идёт процесс формирования личностных качеств человека, ценностное и профессиональное самоопределение. Именно в возрасте 12-18 лет ребята переживают подростковые кризисы. Они начинают задавать себе серьезные вопросы о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. И не всегда могут ответить на эти вопросы - не хватает опыта и знаний. Чтобы во всем разобраться, им нужна помощь и поддержка. Но кто поможет? Родители, друзья, школьный психолог? К сожалению, родителям дети не всегда доверяют. Компетентность друзей-сверстников вызывает сомнение у родителей, да и для самого подростка авторитетнее тот, кто постарше. Школьный психолог, как правило, открыт для контакта и профориентирования, но подросток не идёт к нему в кабинет, потому что не хочет выделяться ("А вдруг подумают, что со мной что-то не так?").
Работа с психологом-тренером в группе подростков с похожими проблемами - вот хороший выход из сложной ситуации. Вместе с опытным старшим товарищем ребята учатся познавать себя и других, развиваться, задавать вопросы и отвечать на них. Личностный рост - это форма. Содержанием же может стать любая тематика, интересующая подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и жизнь.

На тренинге "Психологический театр" изучаются "маски", роли и поведение, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением. Эта программа развивает уверенность в себе и лояльность к окружающим, умение говорить "да" или "нет", формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения. Все это не только гармонизирует Ваши отношения с окружающими, но и существенно помогает личностному росту.
Этот тренинг особенно полезен для замкнутых подростков, желающих стать более уверенными в себе.
Его длительность составляет 6 занятий по 5 часов. Частота занятий - 1 раз в неделю.

Ещё о содержании и стоимости тренингов Вы можете узнать на этих страницах.


Определение сфер развития (профориентирование) с использованием тестовой батареи "Профориентатор"

Результаты профориентационного тестирования позволяют определить направления дальнейшего развития. В отчете по тесту, кроме основной информации, подросток получает рекомендации о том, какие качества и способности ему нужно развивать. Показатели по шкалам трёх описанных выше блоков теста ("Интересы", "Способности" и "Личность") показывают, насколько участие в том или ином тренинге имеет смысл. В беседе с психологом-консультантом эти рекомендации уточняются, и подросток принимает решение о том, нужен ли ему тренинг и если да, то какой.
Вот так выглядит фрагмент отчета о прохождении комплекса профориентационного тестирования "Профориентатор" с рекомендуемыми тренингами:

Рекомендации по развитию после профориентирования

Рис.1. Фрагмент отчета о прохождении теста профориетирования: рекомендуемые тренинги

Рекомендованные тренинговые программы (в рассматриваемом нами случае это "Внимание - сила" и "Веб-дизайн") имеют значения на графике "выше 5,5". Из чего же получаются выводы о том, какие тренинги нужны?
Актуальность участия в программах формируется необходимостью и потенциалом. Рассмотрим результаты подростка по трем блокам теста "Профориентатор":

Основание для рекомендации тренингов (профориентировочный профиль)

Рис.2. Фрагмент отчета: результаты профориентирования по трем блокам теста

Например, рекомендация участия в тренинге "Внимание - сила" зависит от нескольких условий:
1) низкий показатель по шкале "Внимание" (блок "Способности");
2) высокий показатель по шкале "Знак" (блок "Интересы");
3) высокий показатель по шкале "Зрительная логика" (блок "Способности"), хотя в данном случае балл попал в область средних значений;
4) высокий показатель по шкале "Самоконтроль" (блок "Личность").
Пункты 1 и 2 свидетельствуют о необходимости развития сферы внимания, а пункты 3 и 4 отражают потенциал, т.е. то, насколько эффективно можно развивать эту сферу. Методы и приёмы управления вниманием, которым обучает тренинговая программа, основываются на умении "представить, вообразить" и "быть организованным". "Зрительная логика" и "Самоконтроль" - помощники в прохождении программы. Но самые значимые помощники - воля и желание развиваться. Поэтому любой результат должен быть подкреплен собеседованием с участником тестирования с целью уточнения пожеланий и актуальности прохождения тренинговых программ.

Как оценить эффективность тренинга?

Можно ли определить, насколько полезным оказался тренинг для подростка?
Если вспомнить основные задачи тренинга, о которых мы говорили ранее, то, исходя из них, об успешности тренинга можно судить по тому, сформирован ли тот или иной навык, появился ли интерес к профессии, готов ли подросток сделать самостоятельный выбор.
Проверить это можно, например, с помощью опроса участников по завершении тренинговой программы. Время от времени мы проводим такие опросы. Они бывают трёх видов:
- мгновенная обратная связь (опрос на тренинге, его проходят 95% участников);
- краткосрочная обратная связь (собрание через неделю для просмотра фотографий и видеоролика о прошедшем тренинге, в нем участвуют 50% подростков, прошедших тренинг);
- долгосрочная, или отсроченная (обзвон всех участников группы через год-два, при этом опросить удается не более 5% участников).

Другая форма контроля результата тренинга это - контрольное занятие. С 2010 года такое занятие проходит любой участник, закончивший курс тренинга. На этом занятии мы можем наблюдать некоторые объективные показатели эффективности тренинга: например, подросток научился выражать свои мысли вслух, освоил методику быстрых вычислений в уме, стал осознанно переключать своё внимание. Они наблюдаются уже в процессе тренинга или к моменту его завершения. Это занятие выявляет знания, полученные на тренинге, и можно делать вывод об успешности закрепления конкретных навыков поведения или мышления. После контрольного заняти выдаётся сертификат
Многие родители или учителя в школе могут и сами видеть изменения в восприятии подростком внешнего мира. Это связано с отсроченным эффектом, неявным. Он касается глубинных личностных изменений, изменений в мотивационной сфере, в системе ценностей, формирования чувства ответственности за свою жизнь, самопонимания, самоосознания и готовности делать собственный сознательный выбор. И этот результат для нас наиболее важен.

Итак, выбор профессии - серьезный и ответственный шаг, и, к счастью, существует целый комплекс методов, позволяющих сделать его обдуманным и оптимальным, - психологические тесты, консультация с психологом-профориентатором и др.

Выбор тренинга

Запись на профориентацию и тренинги

Меня интересует
Профориентация  
Тренинги  
Сколько лет ребёнку?  
Имя*  
Телефон*  
E-mail