школа юных

Школа юного психолога: социальный профиль. Бесплатные занятия.

Еженедельные занятия

Занятия начинаются с 22 сентября и проводятся 1 раз в неделю кроме каникулярных недель. Группы формируются с учетом школьных каникул учеников. Длительность занятия 3 академических часа (с перерывом). Читайте подробный список тем.

В настоящее время программа изменена на Путешествие. Влиять на будущее.

Цели и задачи курса (устаревшая программа):

1. Дать участникам представление о психологии как науке, осветить самые популярные течения в психологии

2. Направить участников на путь самопознания и собственного самосовершенствования

3. Сформировать необходимые для психолога навыки

Данный курс разработан для проведения в группах старшеклассников 15-17 лет, для которых интересна психология как наука и которые, возможно, в будущем хотели бы изучать эту профессию или смежные с ней дисциплины.

Темы 1-го года обучения

№ занятия

Содержание

Модуль 1. Введение в социальную психологию

1.1 Что такое психология

1

О чем наука психология? В чем различие житейской и научной психологий? Что такое психика? Как взаимосвязаны психика и поведение? Как развивается психика у человека? Как мы думаем? Что есть человек? В чем различие между индивидом, личностью, индивидуальностью?

1.2 Что такое социальная психология

2

Чем занимается социальный психолог?

Отрасли социальной психологии: организационная психология и психология управления; этнопсихология; политическая психология; социальная психология в рекламе, суде, образовании, космосе. Кем может работать социальный психолог?

Модуль 2. Общение

2.1 Речевая коммуникация и обонятельный канал коммуникации

3

Коммуникация – определение и классификация. Язык, речь, мышление. Составляющие речевой коммуникации. Определяющие факторы. Уровни общения: деловой, ритуальный, интимно-личностный.

Обоняние у человека и животных. Феромоны: виды, свойства, функция.

2.2 Оптический и тактильный каналы коммуникации

4

Физиогномика. Соматотипы У. Шелдона. Мимика, жесты, позы. Выразительные движения: почему мы смеемся и плачем? Возникновение, особенности, разновидности и функция тактильной коммуникации. Рукопожатие, поцелуй.

2.3 Пространственное поведение

5

Виды персонального пространства по Э. Холлу. Краудинг. Первичные, вторичные и третичные территории. Эксперимент Кэлхауна.

2.4 Увеличение эффективности общения

6

Техника активного слушания. Прием отзеркаливания.

Модуль 3. Отношения

3.1 Аттракция

7

Факторы, влияющие на аттракцию.

3.2 Межличностное восприятие

8

Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия.

3.3 Гармонизация отношений

9

Влияние общения на отношения. Теория «поглаживаний» Э. Берна, закон «супружеской неверности» в бихевиоризме. Анализ отношения через призму деятельностного подхода, концепций персонализации и отраженной субъектности В.А. Петровского.

Модуль 4. Эксперименты в социальной психологии

4.1 Эксперимент на влияние социальной роли

10

Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо

4.2 Эксперимент на подчинение авторитету

11

Эксперимент С. Милгрэма

4.3 Эксперимент на конформность

12

Эксперимент «Обе белые»

4.4 Как отстоять свою точку зрения?

13

Разбор упражнений на отстаивание собственного мнения.

Модуль 5. Я в мире

5.1 Влияние культуры и гендера

14

Определение культуры и гендера. Отличия гендера от пола. Почему человек не может существовать вне культуры? Как формируется гендер?

5.2 Убеждения и установки и стереотипы

15

Виды и причины стереотипизации, формирования убеждений и установок. Распространенные примеры стереотипов: гендерные, этнические. Понятие толерантности.

5.3 Конфликтное поведение

16

Конфликт – это плохо или хорошо? Причины конфликтного поведения. Выход из конфликта. Техника «Я-высказываний». Буллинг.

5.4 Манипулятивное поведение

17

Что такое манипуляция? Как распознать манипуляцию? Виды манипулятивного поведения. Как противостоять манипуляциям?

Модуль 6. Я в группе

6.1 Что такое группа?

18

Понятие малой и большой группы. Фасилитация и ингибиция. Структура малой группы. Школьный класс как малая группа.

6.2 Лидерство

19

Понятие лидерства. Теории лидерства. Лидерство и руководство. Стили лидерства.

6.3 Как развить лидерские качества?

20

Упражнения на развитие лидерских качеств.

Модуль 7. Практическая социальная психология

7.1 Социально-психологические психодиагностика

21

Основы психодиагностики. Социометрия; методики на определение социально-психологического климата в группе; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

7.2 Социально-психологический тренинг

22

Что такое тренинг? Виды тренингов. Практика тренинговой деятельности (на сплочение, коммуникативные качества).

Темы 2-го года обучения

Академ.  часы

1. 

Вводное занятие. Постановка целей на весь курс.

3

2. 

Общение

3

3.

Активное слушание

3

4.

Аргументация. Горизонтальные дистанции

3

5.

Вертикальные дистанции

3

6.

Личность психолога

3

7.

Стрессоустойчивость

3

8.

Внимание

3

9.

Темперамент и характеры

3

10.

Механизмы психологической защиты

3

11.

Психоанализ

3

12.

Конфликтология

6

13.

Я-высказывние

3

14.

Эмоции

3

15.

Трансперсональная психотерапия А.Маслоу

3

16.

Нейролингвистическое программирование

9

17.

Жизненные ценности. Экзистенциальная психотерапия

3

18.

Гештальт-подход

3

19.

Заключительное занятие. Экзамен

3

Итого:

88

Кромк того есть тематика внеплановая (замена, дополнительно): управление временем, внимание, навыки стрессоустойчивости.